понедельник, 23 сентября 2013 г.

Как писать бизнес план?

Если вы пришли к выводу, что бизнес план вам необходим, то эта статья поможет вам понять как его писать, чтобы он был наиболее эффективным. 

Здесь мы рассмотрим содержание и структуру бизнес плана. 

Конечно, то, какой будет ваш бизнес план зависит от спецификации и особенностей проекта: например, от его направленности, целевой аудитории, рисков в данном бизнесе, каких-либо особенностей производства продукта и так далее. Например, бизнес план строительной компании будет существенно отличаться от бизнес плана ресторанного бизнеса, бизнеса в сфере услуг. Также значение имеет масштаб вашего проекта: если это крупный бизнес, то создание детального бизнес плана необходимо априори, однако для среднего или малого бизнеса таких требований подробностей нет. Также существенно меняются и требования объема информации о проекте. Но можно смело сказать, что и для мелкого и для крупного бизнеса в равных частях бизнес план будет иметь одинаковую структуру. 

Структура бизнес плана(его основные разделы) одинаковы для всех вариантов составления бизнес плана: будь то краткое резюме либо развернутого и рассматривающий все стороны дела варианта. Различным будет лишь то, какой объем информации мы предоставляем: резюме содержит лишь сжатую информацию и выводы. 

Структура бизнес-плана зависит от целей его составления. Цели создания бизнес плана были рассмотрены в предыдущей статье, стоит только сказать, что в зависимости от случая отдельные разделы могут рассматриваться более детально, а некоторым разделам может вовсе не уделяться внимания. 

Итак, какова же структура?

  1. Резюме
  2. Описание предприятия
  3. Описание продукции
  4. Анализ целевого рынка
  5. Производственный план
  6. Финансовый план
  7. Анализ чувствительности проекта

Перейдем к более детальному рассмотрению разделов.

1. Резюме

Ваш бизнес-план должен начинаться с выводов. Этот раздел пишется в последнюю очередь, но именно он должен быть первым что увидит инвестор. Для многих инвесторов это будет вообще единственная часть, которую они прочитают о вашем проекте, поэтому главной должна быть информация: размер кредита, цель использования, сроки погашения, а также какими собственными средствами вы располагаете.  Здесь вы должны написать сжато но содержательно о вашем проекте, его идеях и целях. Резюме это самостоятельная форма бизнес плана, поэтому он может быть как его разделом, там и отдельной единицей в зависимости от целей написания плана. 

2. Описание предприятия

Здесь вы анализируете идею проекта. План должен раскрывать заявленные цели и задачи предприятия. Наиболее распространенным является SWOT-анализ. Он рассматривает основные стороны проекта:

Strenth - сила

Weafness - слабость

Oportunitis - возможности

Troubles - угрозы

3. Описание продукции

Здесь вы должны начать с четкого описания продукции/услуг, которые собираетесь предоставлять. Важно, чтобы этот раздел был написан понятным, четким языком. В описании основных характеристик продукта важно сделать акцент на преимуществах продукта для потребителей. Еще одним важным моментом является уникальность продукта. Это то, что даст вам выделиться и запомниться как для инвесторов так и для потребителей. Также подчеркните возможность совершенствования продукции.

4. Анализ целевого рынка

Рынок является решающим фактором для компании. Изучение целевого рынка - одна из ключевых проблем нового проекта. Поэтому эта часть бизнес плана является часто наиболее трудоемким для написания. Здесь мы рассматриваем: покупателей, конкурентов, целевой рынок, возможность роста. 

5. План производства

Здесь описание начинается с первого заложенного кирпича с здание вашего предприятия (в случае производственно деятельности, например завод) и заканчивая готовой продукцией. 

То есть в этом разделе вы должны описать все производственные процессы, происходящие на вашем предприятии. Необходимо рассмотреть вопросы о расположении помещений, оснащении, персонале, плане сбыта (распространении продукции). Кроме того, должно быть уделено внимание планируемому привлечению субподрядчиков.

6. Финансовый план

В этом разделе вы прогнозируете объем продаж, оцениваете прибыль, анализируете оборотные средства, составляете баланс.

7. Анализ чувствительности проекта

Здесь мы анализируем "что будет если...". То есть нужно спрогнозировать поведение фирмы при  самых неблагоприятных условиях и самых высоких расходах. Например увеличить себестоимость продукции, арендную плату, проценты по кредиту, снижение спроса и так далее. То есть понять, какова точка безубыточности. НА сегодняшнем этапе существует множество программных пакетов, которые помогут оценить чувствительность проекта. Это например Project Expert. 

Таким образом, мы разобрали общую структуру бизнес плана, которая подойдет любому предприятию как основа. 






Комментариев нет:

Отправить комментарий